Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к изучению профессионального самоопределения в юношеском возрасте……...6
1.1 Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения…………………………….............6
1.2 Понятие профессионального самоопределения и его основные компоненты………………………………………………………………..14
1.2.1 Профессиональное самоопределение как необходимое условие для развития личности…………………………………………………….......14
1.2.2 Типы и уровни профессионального самоопределения……….......21
1.2.3 Содержание процесса профессионального самоопределения…... 25
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников ……………………...………....31
2.1 Описание методов и процесса исследования…………………….....31
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………..35
Вывод……………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………….45
Библиография……………………………………………………….…...47
Приложение.……………………………………………………………...52
1. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. – 2004. - №2. – С. 28-33.
2. Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и
школа.-2001.-№ 11-12.-С.19-21
3. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М, Митиной.-М.,1998
4. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. - №3. - С.147-154.
5. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/ И.Н. Кондаков// Вопросы психологии.-1997.-№ 2.-С.122-130.2005. - 431с.
6. Психологическое сопровождение выбора профессии : научно методическое пособие / под ред. Л.М Митиной. – М., 2003. – 117 с.
7. Батаршев, А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: учеб. пособие – М.: Дело, 2001. – 240 с.
8. Батасова, Т.Г. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых несовершеннолетних // Школьные технологии. – 2000. - № 4. – С. 73-83.
9. Сьюпер Д. Мотивы выбора профессии / Д. Сьюпер. – М., 2003. – 115 с.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Владос, 1995. – 289 с.
11. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников. – М., 1998. – 352 с.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., 1989. – 264 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М., 2005. – 325 с.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения / Э.Ф. Зеер. – М., Воронеж, 2008. – 480 с.
15. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2011.
16. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. – М., 1979. – 245 с.
17. Воротникова Е.В. Формирование старшеклассника в качестве субъекта профессионального самоопределения / Е.В. Воротникова. – Воронеж, 2001. – 107 с.
18. Дворянчиков, н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. №3. С. 100-115.
19. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. – М.: Флинта, 2004. – 335 с.
20. Ермолин, А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. Наш проблемный подросток / А.В. Ермолин. – СПб.: Союз, 1999. – 78 с.
21. Земечко, А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А.И. Земечко, 2000.
21. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 2000. – 273 с.
22. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие – Мн.: ФУАинформ, 2003. – 138 с.
23. Колесов, Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д.В. Колесов. – М.: Флинта, 2003. – 197 с.
24. Кондрат, Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат // Alma mater. – 2003. - №4. – С.16-19.
25. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М,
Митиной.-М.,1998
26. Голомшток A.B. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М. 1979,-
27. Зеер Э.Ф. Психология профессий. 1977.-224 с.
28. Красило, Д.А. Эмпирические исследования особенностей реального самоопределения современной молодежи / Д.А. Красило // Психологическая наука и образование. – 2003. - №2. С. 89-99.
29. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с.
30. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1999 – 274 с.
31. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Планета, 2011
32. Лобова, Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения. Сборник научных статей. Часть 1. – Екатеринбург, 2003. С. 463-470
33. Либин, А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. - М., 1999. - С.272-287.
34. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 1996.
35. Леонтьев, А.Н. проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 675 с.
36. Научный журнал «Успехи современного естествознания». № 11. 2007. УДК 370. / 179 В статье рассматривается понятия «самоопределения».
37. Немов, Р.С. Психология.: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. – М.: Владос, 1995. – 604 с.
38. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие / Н.И. Непомнящая. – М.: Владос, 2003. – 188 с.
39. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования.: учеб, пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. – 441 с.
40. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев 2000. 143 с.
41. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / в.А. Поляков // Педагогика. – 1999. - №5. – С. 33-37.
42. Кон И.С. В поисках себя (личность и её самосознание) М. 1984
43. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1999. – 237с.
44. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
45. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Санкт – Петербург: Мастера психологии, 2000. – с.
46. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2003.- 350 с.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М., 2005
48. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 2008 г.
49. Сторожева, Г.О. О профессиональном самоопределении учащихся / Г.О. Сторожева // Воспитание школьников. – 2004. - №10. – С. 37-44.
50. Сторожева, Г.О. Школьному психологу о профессиональном самоопределении учащихся / Г.О. Сторожева // Воспитание школьников. – 2004. - №10. – С. 37-44.
51. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. -544 с.
52. Френкин, Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Френкин. – СПб.: Питер, 2003. – 650 с.
53. Чернер, С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьника / С.Л. Чернер // Школа. – 2000. - №3. – С. 3-6.
54. Черноглазкин, С.Ю. Воспитательные аспекты политехнического образования / С.Ю. Черноглазкин // Педагогика. – 2000. - №9. – С. 43-45.
55. Шевандрин, Е.А. психодиагностика, коррекция и развития личности: учеб. пособие / Н.И. Шевандрин – М.: Педагогика, 1999. – 152 с.
56. Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2005. – 928с.
57. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 2004. – 243 с.
58. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986. – 142 с.
59. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М., 2006. – 175 с.
60. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М., 2005.– 304 с.
61. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 2009. – 254 с.
62. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург,2001. – 152 с.
63. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 2001. – 95 с.